ТВОРЧЕСТВО. ПРОЗА.
| WIN | KOI | ISO | LAT | TopList
 
 
ПУБЛИЦИСТИКА
"Атавизм, или Забыл вырасти". Часть 1.
Автор: Алексей
"Атавизм, или Забыл вырасти"

Я всегда считал, что некогда звучавшее на каждом родительском собрании понятие "акселерация", пугавшее своей неизвестностью, меня обошло стороной. Хуже того, определённая недоразвитость меня не миновала. Это по-научному - "атавизм", по-житейски это.... вы когда-нибудь меняли школу 5 раз? А на протяжении семи лет не пытались устроиться на радио? Даже единственное в городе?
Если у вас есть хоть какое-то представление о мальчишке-подростке, то, ежели хотите представить меня - поверните всё на 180 градусов. Гонять в футбол? Никогда в жизни. Плавать я научился в 19 лет, с горем пополам, да и то неизвестным стилем. Но точно не по-собачьи. Курить за углом не пробовал, потому как бросил ещё в 6 лет. Кто такой Рэмбо, я узнал случайно от программного директора. О компьютерных играх знаю столько же, сколько об анатомии пингвинов. (Хорошее сравнение! Не моё, но тем лучше).
С синематографом вообще завал. Телевизор я включать так и не научился. Чтобы как-то компенсировать провалы в образовании, решил воспользоваться советом админа - халявным трафиком на работе. Direct Connect, по незнамо какой причине, функционировать отказался. Но мне было жаль так просто сдаваться, посему я залез в Google, чтобы выяснить возможные причины облома. По ходу дела наткнулся на DC++, ну а дальше - дело времени. Пару дней обустраивался, искал хабы, потом накупил матриц - и вперёд, с песней, благо админ понимающий. Наверное, это называется везухой, потому что даже увиденный в прошлом веке фильм "Москва-Кассиопея" оказался в сети вместе с "Отроками во Вселенной". Поскольку к владельцу долгое время нельзя было подконнектиться, я написал ему слёзное письмо, и он ответил. Владелец сервера сети DC, с собственной эфтепешкой и морем киноклассики. Предложил сделать мне отдельный account и круглосуточный доступ. Как тут отказаться┘Но это было чуть позже, а сначала┘
Сначала, накачав всякой западной ерунды и вдоволь её насмотревшись, я поворошил пласты памяти и вспомнил, что ни разу в жизни не видел "Гостью из будущего" пятью сериями сразу. На каникулах меня увозили в деревню, а там телевизора не было. Когда не возили, то смотреть всё-равно не позволяли - у них, взрослых, свои понятия о том, что надо смотреть и что не надо. Борьба неэффективна, хотя со страшим братом я дрался жестоко, однажды даже вооружившись топором - колуном. "Гостью" мне всё-равно смотреть не разрешали, потому как "Клуб путешественников" или "Панорама" выглядели более значимыми. Эх, взрослые! Может, я не стал бы таким потерянным, если бы┘ но менять прошлое ещё сложнее, чем будущее.
┘Серии качались весьма шустро, но с редкими сеансами связи это не особенно заметно увеличивало количество бесценных байтов на сказишных винтах сервера. Кроме того, имея третью серию, но не имея второй, я не мог смотреть фильм. Мне надо по порядку, всё-таки 10 лет не видел даже мельком. Когда скачал, смотрел по утрам, перед уроками в школе (как раз тогда у меня была практика, причём сразу на двух языках). На уроки я безбожно опаздывал, приходил без планов и чёткого представления о том, что собственно собирался преподавать. По затылку за это не гладили, грозились накатать "плохую" характеристику в универ. Какая характеристика, когда пираты за миелофоном гоняются┘
Посмотрев пятую серию и дав волю не понятно откуда взявшимся слезам, я запустил любимый поисковик и набрал в строке поиска "Алиса миелофон". Search┘ Первая ссылка, на которую я кликнул, вела на Миелофон.Ру, а слова "официальный сайт сериала" привели меня в такой восторг, который, возможно, не испытывали даже авторы сайта, узрев своё детище с доменным именем второго уровня.
Теперь это один из трёх сайтов, который я посещаю ежедневно и при этом не один раз в день. Сюда интересно зайти. Среди миллионов сайтов найти нечто подобное сложно. После года работы в службе новостей подобное ценится уже кровно, а не результатно. И чисто технически приятно, когда не вываливаются беспрестанно посторонние окна, не забивается стартовой страницей во все возможные стринги реестра.
"Гостью из будущего" крайне сложно смотреть человеку без воображения. Ещё сложнее понять, чем же так притягателен фильм. Критериев профессионализма тут нету, похоже, поскольку большинство действующих лиц - актёры, не имеющие опыта работа как таковые. Все же прекрасно знают, что Наташа Гусева - не актриса, и оной себя, очевидно, не считала. Но тем не менее каждый из многочисленных алисоманов/миелофонцев и уж конечно наташеманов ясно и чётко знает: роль Алисы могла сыграть только Наташа! И она её сыграла. Актриса не по призванию, а по увлечению? Или это была роль, которую ТОЛЬКО Наташа и могла сыграть? Специально для неё созданная, и вполне вероятно - не Арсёновым и Булычёвом, а кем-то, кто имел весьма чёткое представление о влиянии ещё не созданного фильма на поколения людей, на их мировоззрение, судьбу и даже воображение? Кто же поверит, что Булычёв, увидев Наташу Гусеву, ни с того ни с сего вдруг решил, что именно она и есть очаровательная Гостья? Да он знал Наташу ещё до её рождения, знал где её искать и когда, а долго искал лишь потому, чтобы понять, что другой Наташи - Алисы просто нету! Когда человек, берясь за казалось бы совершенно незнакомую работу, делает её качественно и быстро, возникает подозрение, что он когда-то ею уже занимался, причём весьма серьёзно и успешно. Но:
выкинутый за борт лодки посреди озера человек - плывёт, хотя секундой ранее не имел ни малейшего представления о том, как это делается;
Лучшим переводом столь популярной в последнее время песни в исполнении мужского трио признан вариант, предложенный не профессиональным переводчиком, а любителем французской литературы;
Человек, не имеющий ни малейшго понятия о компьютерных сетях и принципах их функционирования, доходчиво объясняет админам, что и как надо сделать и почему. Админы чешут голову и признают, что более оптимальный вариант решения проблемы придумать сложно.
Ребёнок из многодетной бедной семьи, в которой есть слепые и глухие от рождения, а мать злоупотребляет спиртным, становится выдающимся композитором, имя которого знают даже те, кто никогда не слышал его произведений.
Талант, скажете? Стечение обстоятельств? Случайность?
Талант не передаётся по наследству, поскольку информации, содержащейся в ДНК, с трудом хватает, чтобы передать чисто физические характеристики будущего ребёнка - рост, вес, цвет глаз и волос, особенности иммунной системы и т.д. Базовая информация о возможности ходить, плавать, и т.н. врождённые рефлексы, очевидно, тоже содержатся в ДНК. На словарный запас, черты характера, особенности поведения в той или иной ситуации ресурсов уже не хватает. Всё это приобретается после рождения. Приобретается, но не обязательно развивается и проявляется.
Вы скажете: склонности к чему-либо определяются природой. Но понятие "склонность" ни один психолог толком не разъяснит (а именно они оттяпали себе право разбираться, кто, почему и что может, а что не может). Следствие - да, разложат по полочкам, а вот причину...
Влияние воспитания и окружающей обстановки тоже не поясняет этих самых "склонностей". У меня в роду, насколько я знаю, никогда не было математиков, программистов, но меня "потянуло" к компьютерам. Отец и брат - заядлые радиоэлектронщики и любители покопаться во внутренностях того или иного прибора - для меня же это совершенно далёкий мир. Посему, мне кажется, что склонность к занятию каким-либо видом деятельности определяется непосредственно и прежде всего желанием человека, что и гарантирует успешное самовыражение в выбранной сфере.
Коньяк, как известно, получился случайно. Однако это подразумевает, что рецепт его приготовления существовал ещё до того момента, когда хозяин дубовых бочек вкусил необычный напиток. И знаменитые поэмы, и сценарии фильмов существовали до их воплощения в конкретные произведения литературы и синематографа. Просто нашлись люди, которые сумели соединить соответствующую идею и форму её проявления, воспринимаемую большинством людей.
Из вышесказанного я позволю себе сделать вывод, что Кир Булычёв и Павел Арсенов написали хороший сценарий не только благодаря своему уму и творческому запалу. Сценарий был создан и отработан раньше (применительно к нашему времени в нашем же пространстве-времени. Это ремарка для интересующихся Проэктом :>). Они со своей задачей справились. Но сценарий - половина дела, фильм надо ещё снять. Принять как должное невероятное количество совпадений, сопутствующих созданию шедевра, настолько же сложно, насколько сложно представить судьбу фильма, если бы Алису Селезнёву сыграла не Наташа Гусева. Вполне возможно, в этом случае фильм вообще не попал бы на экраны, невзирая на все прочие "удачные случайности". И режиссёром мог быть не Арсенов, но именно он им был. Операторы могли быть другие. Если случайности способствуют появлению фильма, то они подчиняются определённой цели, и следовательно, таковыми не являются.
Не так уж много в мировом кинофонде фильмов, которые крутятся по телевидению по 20 лет. Объяснить это просто интересом зрителей невозможно, ведь интерес должен быть чем-то вызван. Игра актёров и трюки в качестве объяснения не проходят - и то, и другое присутствует в громадном количестве однодневных фильмов. Есть что-то ещё. Я это называю просто и незатейливо - идеей, хотя применительно к "Гостье из будущего" использовать это существительное в единственном числе просто несерьёзно. Приведу лишь несколько - которые заметил я. Впрочем, каждый строит свои умозаключения самостоятельно.
1. Голливудский подход к изображению будущего планеты - сплошь войны, желательно с применением ядерного оружия, тотальный контроль спецслужбами каждого человека, круглосуточное наблюдение за частной жизнью и полное бесправие граждан. Плюс всевластие компьютеров. Однако наша "Гостья из будущего" удивляет приятной гармонией человека и техники. Последняя не отличается сложностью в использовании и даже детям по плечу. Всё гениальное - просто?
2. То, что фильм детский, совершенно не объясняет, почему его так любят смотреть взрослые. Вероятно, содержащаяся информация важна как детям, так и взрослым.
3. Судьба как программа не существует. Карма - это хорошо и здорово, но жизнь определяется человеком, и только им. Помните заключительные слова Алисы? Она ведь не выдумывала небылицы - с какой стати? Хочешь быть известным путешественником? Ну так будешь им. Не потому, что так на роду написано, а потому, что желание имеется. Именно этот момент фильма с головой выдаёт прогрессивность мышления сценаристов. Набившее оскомину "Где родился, там и пригодился" наконец получило конкретную альтернативу.
4. Самостоятельно принимаемые решения влекут самостоятельную же ответственность. Сложно представить, почему должен быть кто-то, на кого можно свалить. Кстати, ответственность кристаллизует мышление и характер. Можно, конечно, быть безответственным, - но и за это надо брать ответственность.
5. Насыщенное времяпровождение - вот это чудо, правда? Смотреть телевизор и играть в стрелялки - это не времяпровождение. Это попытка убить время. А заодно и своё здоровье. В случае же с "Гостьей" мы имеем занятость как обычное явление. "Ты что думаешь, через сто лет будут молочные речки в кисельных берегах течь и все будут лежать под деревьями и рот раскрывать, чтобы вишни падали? Мы же все страшно занятые люди - столько работы, ты не представляешь."╘ А ведь вы точно знаете людей, которые просто маются от безделья. Неужели сейчас "затишье" на фронте работы, а через сто лет, аккурат к рождению Алисы, наступит аврал?

ДО того, как я узнал о существовании Миелофона, время было просто некуда девать. Невзирая на учёбу и работу с утра до ночи. Однако как-то вдруг выяснилось, что дел просто навалом, причём даже интересных! Они что, ждали, пока я сочту их интересными и примусь за них?
Да, это, безусловно, пропаганда. От неё можно отмахнуться. Назвать фантастикой и бредом. Но совершенно невозможно забыть глаза Алисы┘ Вроде бы, я за свою жизнь много красивых девушек видел. Но вот глаза в память не запали. Глаза и глаза, что в них особенного. Но взгляд Алисы - это нечто запредельное моему пониманию. Когда-то я читал, что степень духовного развития человека, гармоничного сосуществования с окружающим миром и открытость ему проявляется именно через глаза. Не говоря уже об эмоциях. Поэтому людей со сразу запоминающимися глазами (не взглядом) совсем не так много. Ещё не выросли мы. Когда вырастем - все будем смотреть "не по-нашему". Алиса УЖЕ перешла на качественно новую стадию развития, стала ближе к совершенству. Продвинутый адепт среди чаек отличается белоснежным оперением, не зависящим от погоды. Человека выдают глаза. Будучи одетой совершенно также, как и школьники из XX-го века, Алиса отличается от них. Даже если ничего не говорит на восьми языках. Глядя на неё, сразу понятно, что она - не отсюда. Это заставляет думать, что в будущем люди будут действительно красивыми. И мир спасать уже не потребуется.

Продолжение следует.

Алексей,
04.02.2003 г.

 
 


Ждем ваших работ

МИЕЛОФОНстрелкаТВОРЧЕСТВОстрелка
ТВОРЧЕСТВОстрелкаВИДЕО И ФЛЭШ
| ВИДЕО | REAL-ВИДЕО | ВИДЕО В MPEG4 | ФЛЭШ |
(с) 1999-2005 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы
(с) 1999-2005 Контент, верстка, аудио-файлы - Вячеслав Яшин, Александр Лас
(с) 1999-2005 Рисунки, дизайн - Дмитрий Шулындин
(с) 1999-2005 Редактор - Александр Лас
(с) 1983-2005 Материалы - Наталья Мурашкевич
(с) 1999-2005 Д. Ватолин "Русская Фантастика"
Сайт открыт 1-го июля 1999 года.

Использование материалов сайта без согласования 
с авторами и/или редакцией запрещается.


Прозаики Поэты Вернисаж Музыка Видео и флэш