ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
|
|||
Режиссер Павел Арсенов |
||||||||
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
|
||||||||
Арсенов Павел Оганезович (05.09.1936-12.08.99) |
||||||||
Родился в Тбилиси. Учился в геологоразведочном институте, работал на к/ст "Грузия-фильм", Московской студии н/п фильмов. В 1963 окончил режиссерский ф-т ВГИКа (мастерская Г. Рошаля). Асс. режиссера на фильме "Приключения Кроша" (1962). Снялся в фильмах "Голоса нашего квартала" (реж. Ю. Ерзинкян), "Треугольник" (реж. Г. Малян), Комета (реж. Р. Викторов). Раньше я снимал только взрослые фильмы. И когда взялся за ╚Гостью из будущего╩, друзья говорили мне: когда ты займешься серьезным делом?
Более серьезной работы для себя, чем снимать фильмы для детей, я не знаю и считаю, что это самое святое - воспитывать и учить наших детей высокому, вечному, доброму. И делать это нужно во имя нашего будущего. А иначе... |
||||||||
ФИЛЬМОГРАФИЯ |
||||||||
|
||||||||
РОМАНТИК, СКАЗОЧНИК, ФАНТАСТ. |
||||||
Ровно пятнадцать лет назад произошло знаменательное событие ≈ во время школьных весенних каникул 1985 года на первом канале центрального телевидения взорвалась маленькая психотронная бомба. Осколки поразили сердца подростков в возрасте от десяти до шестнадцати лет. Задело кое-кого и постарше. ╚Пострадавшие╩ засыпали письмами телевидение, киностудию им. М. Горького, режиссера Павла Арсенова и автора сценария Кира Булычева. Вы, конечно, догадались, что речь идет о премьере пятисерийного телефильма ╚Гостья из будущего╩.═ Случилось так, что обаяние булычевской героини Алисы Селезневой вошло в резонанс с обаянием одиннадцатилетней Наташи Гусевой, исполнившей эту роль, и ╚ударная волна╩ была столь сильна, что разбила не одно мальчишеское сердце. Но ведь были и раньше хорошие фантастические фильмы, например, ╚Через тернии к звездам╩ или ╚Приключения Электроника╩; были и отличные подростковые мини-сериалы вроде ╚Трех веселых смен╩ или ╚Приключений Петрова и Васечкина╩,.. Фильм ╚Гостья из будущего╩ стал культовым, может быть, единственным отечественным культовым детским теле╜сериалом. Уже одного этого достаточно, чтобы вспомнить добрым словом режиссера Павла Оганезовича Арсенова. Но это не единственный его хороший фильм и не единственный фантастический. Родился Арсенов в 1936 году в Тбилиси, там же закончил геологоразведочный институт. Однако по профессии почти не работал, а устроился рабочим на киностудию ╚Грузия-фильм╩. Это и определило его дальнейшую судьбу. Вскоре он уже был в Москве, трудился на студии научно-популярных фильмов и учился во ВГИКе. В 1963 году закончил мастерскую Г. Рошаля и стал ассистентом режиссера на студии им. М. Горького. В этом качестве он принял участие в работе над фильмом ╚Приключения Кроша╩ (1962). Затем были две самостоятельные короткометражки ≈ ╚Подсолнух╩ (1963) и ╚Лелька╩ (1966), ≈ а также забавная авантюрная мелодрама "Спасение утопающего╩ (1967). Следующая киноработа Павла Арсенова ≈ фантастическая сказка. Этот фильм может служить отличным примером отточенного стиля при весьма необычной форме. Экранизируя пьесу итальянца Карло Гоцци, Арсенов соединил на экране условность комедии дель орте с традициями российских музыкальных романтических киносказок. Изумительный актерский состав фильма ╚Король-олень╩ (1969) Затем следует фильм, не имеющий отношения к фантастике. Это дань непростому детству режиссера. Психологическая драма ╚И тогда я сказал ╚нет╩ (1973) повествует о сложных взаимоотношениях в подростковой уличной среде послевоенного Тбилиси. Сразу же за этим фильмом была снята музыкальная сказка ╚Вкус халвы╩ (1975). Это рассказ о приключениях известного героя восточных сказок Ходжи Насреддина в детстве. Невольно вспоминаются более поздние американские картины; ╚Молодой Шерлок Холмс╩ (1985) Барри Аевинсона и ╚Крюк╩ (1991) Стивена Спилберга ≈ прием, когда повествуется о юных или, напротив, зрелых годах культового героя, весьма интересен. Далее следовали две романтические мелодрамы о первой любви; ╚Смятение чувств╩ (1978) и ╚С любимыми не расставайтесь╩ (1979). Причем обе получили премии на Всероссийских кинофестивалях среди детских фильмов, соответственно, в 1979 и 1980 годах. Потом наступил почти пятилетний перерыв, пока наконец в 1984 году не появилась ╚Гостья из будущего╩. Фильм снимался трудно, в его успех почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Денег на ╚создание╩ Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И все-таки фильм был вытянут ≈ на игре актеров, на добром и остроумном сценарном материале Кира Булычева, на личном обаянии Наташи Гусевой и, конечно же, на энтузиазме Павла Арсенова. Телефильм принес заслуженную славу всем, кто принимал в нем участие, а лирическая и оптимистичная песня ╚Прекрасное Далеко╩ стала гимном романтиков нового поколения, верящих в безоблачность своего грядущего. Вдохновленный несомненной удачей Арсенов в рекордные для нашего кинематографа сроки снял кинофильм ╚Лиловый шар╩ ≈ снова об Алисе, снова с Наташей Гусевой. Однако, как это ни печально, картина не имела и доли успеха ╚Гостьи из будущего╩. Наташа заметно повзрослела, а вот возраст зрителя, которому был адресован фильм, стал, как ни странно, меньше. Лучше всего сказала об этом одна маленькая девочка: ╚Фильм хороший, только ниточки видно╩. Ребенок, конечно же, имел в виду лески, за которые водили кукол, но, к сожалению, такие же ╚нити╩ видны и в режиссерской работе, и в игре некоторых актеров ≈ как-то все натянуто. Так часто бывает в кино, куклы в натуре казались живыми, и когда на глаз ╚погибающего╩ птенца Рух накатилась слеза, заплакали даже ассистенты на съемочной площадке. А на пленке все вышло наивно и неубедительно. Хороший актер Вячеслав Невинный в роли инопланетного археолога Громозеки, после замечательного мультфильма ╚Тайна Третьей Планеты╩, смотрелся просто смешно. К тому же выход фильма совпал с появлением в нашем прокате фантастической сказки ╚Бесконечная история╩ и не выдержал конкуренции. В конце 80-х годов на киностудии им. М.Горького произошла реорганизация ≈ она разделилась на несколько творческих объединений. Павел Оганезович активно включился в общественную жизнь, он возглавил ТО ╚Ладья╩. С его помощью многие молодые режиссеры сняли свои первые фильмы для детей и подростков. Тогда же он приступил к реализации нового проекта ≈ экранизации фантастической сказки А. Волкова ╚Волшебник Изумрудного Города╩. Однако в самый разгар работы случилось несчастье ≈ инфаркт, больница, а потом медленная реабилитация и постепенное возвращение к активной деятельности. Победив болезнь, Павел Оганезович все-таки нашел в себе силы после длительного перерыва завершить начатую работу. Фильм вышел в 1994 году. Нарушение размеренного ритма кинопроизводства никогда не сказывается положительно на конечном результате, но критиковать этот фильм не поднимается рука. Дети смотрели его с удовольствием. Да, будущее оказалось не таким прекрасным, как пелось в знаменитой песне. В середине 90-х годов киностудия им. М. Горького перестала делать фильмы для детей, а потом вообще перестала снимать кино. Старые мастера ушли со студии. Ялтинский филиал, на котором снимался ╚Лиловый шар╩, оказался за границей. Наташа Гусева так и не стала кинозвездой. Она снялась еще один раз, в неудачном белорусском фильме ╚Воля Вселенной╩, потом закончила Московский институт тонких химических технологий, вышла замуж за одного из своих поклонников и несколько лет назад родила мальчика. (Автор допустил неточность, Наташа родила девочку. Прим. Жека)
Больше Павел Арсенов в кино не работал. Он долго болел, а летом прошедшего 1999 года скончался, не дожив чуть меньше года до пятнадцатилетия своего самого громкого фильма и чуть меньше полутора лет до начала XXI века, о котором этот фильм был снят.
Те, кто помнит фильм Ричарда Викторова ╚Комета╩, могут представить себе Павла Оганезовича воочию. Он там сыграл кинорежиссера, фактически самого себя: |
||||||
Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ
|
||||||
МиелофонСнимается кино В фильме снимались... Персоны |
СНИМАЕТСЯ КИНО | Краткое содержание фильма | Сценарий | Глюки и ляпы | В фильме снимались | | На съемочной площадке | СМИ | 15 лет спустя | Музыка из фильма | | Гостевая книга сайта | |
(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы |