ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
|
|||
|
||||||
СТАТЬИ, ЗАМЕТКИ, ИНТЕРВЬЮ.
|
||||||
Павел Арсенов. "Очищение" |
||
Павел Арсенов: ╚Очищение╩ |
||
А. Романенко. Интервью Павла Арсенова. 1990г. |
||
Тот═ мальчик═ хотел быть═ как═ все, ═подчинялся силе,═ даже ═несправедливой,═ был равнодушен к тому, что не касалось его самого. Но наступил час, когда он оценил и себя,═ и приспособленчество друзей и нашел пружину их общего поведения - страх. Этот момент нравственного самосознания юного героя стал кульминацией фильма Павла═ Арсенова═ "И тогда я сказал "нет".═ Рискуя жизнью,══ в═ одиночку ═подросток выступил ═против общей покорности злу.═ Это была модель поведения,═ в═ котором нуждалось═ общество. Фильм был снят═ в середине══70-х,═ нравственные ═вопросы, поднятые Арсеновым,═ пришлись не ко двору.═ Они показались опасными═. Фильм прошел вторым экраном,═ почти═ не был тиражирован. ══Другие фильмы режиссера тоже не получили чиновничьего одобрения.
Сегодня ═самосознание═ и ═покаяние ═стали══ едва═ ли══ не═ главными══мотивами═ в искусстве.═ Но уже завязываются ═и═ новые═ вопросы.═ Они еще ═не оформились,═ не вызрели до конца. Но молчать о них уже нельзя. Слишком дорого мы платим за то,═ чего не предвидели. Тем более, что все сходится, все пересекается в одной болевой точке - наши дети. Их человеческая состоятельность. Их будущее. Как сделать, чтобы выстраданный нами опыт не прошел для них даром? Чтобы их души не разъедал страх? ═Чтобы их усилиями,═ когда они созреют,═ гуманистический мир был гарантирован? Стоит об этом поразмышлять нам всем вместе. Сегодня мы ═дали слово═ режиссеру детского кино═ Павлу Арсенову. С ═ним═ ведет разговор ═кинокритик═ Аэлита═ Романенко═ -═ читатель знакомится ═не═ с итоговыми мыслями, а с их ходом и может стать соучастником диалога, его оппонентом. |
||
П. Арсенов.═ Каким мы хотим видеть ребенка ═и что ему═ дать? Когда начинаешь думать на эту тему, комок поднимается к горлу... Все сорвалось с места... порвались связи... Сегодня трудно формулировать...
У═ нас═ ведь═ нет═ верного взгляда═ на═ детство.═ А ═нет ═потому,═ что═ мы растеряли понятие═ человечности,═ попрали═ вековые═ истины.═ Человека═ на═ земле ═ищут уже сколько тысяч поколений, то находят, то теряют. Вот сейчас и мы потеряли... У ═себя═ в═ детском═ кино═ заявили═ программу воспитания зрителей═ от═ шести═ до шестнадцати, а куда и как вести ребенка, оказывается, и не знаем. Вызывай у детей сострадание к ближнему,═ создавай ощущение═ мира ═как═ единого целого,═ ведь это══ все═ пока ═слова.═ А как нам самим требуется переоценка многих ценностей,═ своего личного опыта... А. Романенко. Я хочу рассказать вам об одном ═эпизоде═ школьной жизни. ═Было══ это═ в═ начале═ 50-х. ═В ═третьем классе задали сочинение═ на тему о том, как ребята собирали урожай в колхозе. ═В школе была плохая дисциплина,═ но═ политическая -════ на высоте. ══Все дети, как один, написали, что в тот день была прекрасная погода и═ они собрали═ замечательный урожай.═ А═ на ═самом ═деле ═лил═ проливной дождь═ и ничего не удалось собрать.═ Лил дождь,═а весь класс написал - сияло солнце. Когда нормой морали, ═справедливости,═ долга ═выступали такие личности, как Лысенко, Вышинский, ═Жданов═ и═ само═ главное действующее═ лицо,══ когда═ была═ размыта нравственная основа общества, можно ли было ожидать другого...
Я думаю, что сегодня важно понять, от чего мы должны отказаться в воспитании наших═══ детей.═══ Ибо═══сознательно══ или,═══ случалось,═══ бессознательно══ ═долго культивировалось ═в ═людях═ то,═ что ═привело═ к═ беде.══ А ═может═ быть,═ что-то ═из отброшенного ранее, напротив, и есть главное, сердцевина и нуждается в защите?.. П. А. Отказаться мы должны прежде всего от дрессировки и принуждения. Дети устали═ от══ дрессировки. ═Вот═ идем═ мы ═с═ ребенком,══ перед═ нами препятствие - канавка в тридцать сантиметров.══ Я перешагиваю, он перепрыгивает, я даже руки ему не подаю.═ Другая канавка═ - ═пятьдесят сантиметров.═ Он нуждается══ в══ моей помощи,═ а═ когда ═я перешагиваю полтора метра,═ я беру ребенка на руки.═ Мы═ не равны,═ но═ в то═ же ═время═ ═равны ═в═ целях.═ Ров═ большой,═ мы ═должны══ вместе посидеть, подумать вместе, как перебраться или как обойти, чтобы потом не было страха. У ребенка все переправы еще впереди.
А наша переправа - это очищение... А. Р.═ Очищение... Я вам признаюсь, ═что с этим словом═ у меня связан странный несовременный образ. ═Словно═ вынули ═откуда-то═ из═ морских═ глубин ═древнюю статую,═ облепленную илом,═ травой и еще бог знает чем...═ Так═ погребенные под═ илом слов═ и══пустых═ суждений вечные истины ждут нас. ═И вот, обдирая в кровь═ руки,═ день и ночь═ люди очищают статую от грязи,═ чтобы добраться ═до═ красоты, вернуть ее миру... П. А. ══Сейчас вопрос══ставится ═таким образом:══ давайте═ будем показывать═ им суровую правду жизни,═══и тогда они будут иметь в себе силы бороться.═ Тут тоже═ ═ надо быть очень осторожными, тактичными, не делать этого раньше времени... А. Р.══ А дети-то вырастают... П. А. Но,═ раскрывая ═глаза══ на═ все═ сложности═ жизни══ несформировавшемуся ребенку,═ мы можем наплодить таких циников, таких═ с═ детства═ усталых людей!════ Меня═ спрашивают:═ почему ты снимаешь═ сладенькие═ сказки? Страшно изучать прошлые болезни?═ Я═══могу═══снять червяка═══пострашнее, чем ══в ═"Броненосце "Потемкин".═══ Но══ я══представляю себе,═ ═как═ эти ══возбуждающие отвращение и════ ужас══ кадры═══ будут═══ смотреть══ малыши...════ Меня═══ упрекали ,═══ когда══ я══ снял═ "Гостью из будущего",══ что═ я,══ дескать,══ взялся за пустую,══малосерьезную тему - фантастику ═-══ и══ что══ надо═ было═══ делать═══ картину-предостережение, ═══а══ не "приглашение ═в будущее".═══ Но═ я представил себе═ детдомовских ═детей══ (а═ что════ такое═ сегодняшний═ детдом, ═мы знаем): ══пусть они═ увидят═ другой═ мир,══ более разумный,═ идеальный, ═что ли. ══Мне важно было═ заложить это в подсознание - возможность иной жизни.═ Тогда и страха за будущее не будет═ и тогда, ═глядишь, включатся═ молодые поколения═ и═ в═ борьбу ═за Байкал, ═за Арал,═ будут ═верить═ в будущее.══ А пока═ пусть═ будет═ сказка.═ И ═мне кажется,══она полезней, ═чем═ когда детдомовцам показывают в фильмах ужасы их жизни. А. Р. ══Сказка═ всегда ═говорит правду. ═Человечество═ на всем═ протяжении веков═════ жило на противопоставлении═ двух миров═ - ═мира идеального═ и мира реального.══ Детям═ необходимо═ давать представление об идеальном мире.═ Но нельзя детдом выдавать за мир идеальный. Тогда нет ни идеального мира, ни правды. П. А. ═Потрясающее письмо прислала одна ленинградская девочка. Она написала, что═ несколько═ раз═ сажала деревце,═ а мальчишки-хулиганы его ломали.═ Ее семья стала жить в новом районе, ═ну,═ как обычно,═ стоят коробки,═ все голо вокруг.═ Вот═══ они с отцом и посадили деревце.═ Три раза сажали, а на четвертый не хватило сил════ ни у нее, ни у отца. ═Потом - так она написала - посмотрела ═"Гостью из будущего",══════ и пошли с отцом в четвертый раз покупать дерево и посадили. И еще пишет: "Буду══ всю жизнь дерево сажать, пока они не устанут ломать". И тут я не чувствую, что от "наивного"═ приглашения═ в═ будущее═ менее ═глубоким ═становится ═мое общение═ с детьми. А. Р. ═И все-таки вернемся от сказки═ к═ реальности.═ Может быть, самый главный═ враг═ сегодня ═- ═конформизм, в котором воспитывались поколения, и, хотя основной═ пафос═ нашего═ времени совсем иной,══ еще нет ═гарантий того, что конформизм себя изживет.═══ Где же═══ иммунитет против этого треклятого приспособленчества, погубившего не одну душу и не один высокий замысел?═ Как защитить от него детей? П. А. ═Мы, может быть,═ сейчас испытываем ═здоровый скепсис и одновременно холодный страх═ - ═а вдруг═ не удастся?═ ═Что остается нашему поколению═ делать?═ Либо═ вмешаться,═ либо стать конформистами или сверхфункционерами.═ Третьего═════ не дано.═ Это мое глубокое убеждение.═ И ═лучшие═ в нашем═ поколении ═не смогли избавиться от так называемой иллюзии 60-х годов. Как мучительно жили, а кто-то просто ценой чудачества выжил, но каковы потери, каковы... А. Р. ═А сейчас вы иначе думаете? П. А. Нет, я думаю так же. Думаю, что человек должен быть честен и перед собой,═════ и ═перед ═близкими, ═и═ перед═ Отечеством,═ как бы сложна его жизнь ни была,═ хотя понимаю, что многое с трудом дается, с большим, великим трудом, и физическим, и нравственным,══ каким ══угодно.═══ И еще.═══ Нужно═══ не══ забывать══ о ══конечном,══ о быстропреходящем, о смерти. Мещанин тот, кто гонит мысль о смерти... А. Р. ═А в эти размышления стоит посвящать подростка? П. А. ═Подростков надо,═надо посвящать.══Но как посвящать,═ вопрос в этом.═ Если говорить о смерти,═ то только ради жизни.═ Ребенок═ живет═ сегодняшним ═днем, но═══ он Леонардо, ═он═ носитель═ завтрашней═ жизни.═ Дерево,═ когда созревает,═ оно═ не семена рассыпает,═ а═ вот ═эту═ новую═ жажду═ жизни.═ Вот почему юность всегда та пора,═ которая,═ как цветок,═ как дерево,═ тянется к новой жизни. "Наша Таня громко плачет.
══Уронила в речку мячик. ══Тише, Танечка, не плачь, ══Не утонет в речке мяч". Что═ же═ это═ такое, ═как не первые уроки сострадания? ═Я═ много═ ломал ═голову ═и думал об адресе. Дело в том, что мы в кино адрес не ищем.═ Есть ребенок пяти лет,═══════ а есть шести-семи.═ А это разные миры.═ Дети═ 10 - 11 лет═ и═ 13 - 14 - ти.═ Это опять разные═ миры.═ Но если ты точно уловил тот адрес,═ то есть надежда,═ что и другой возраст это воспримет. А иначе до зрителя не докарабкаться.
А. Р. ═Трудно с вами не согласиться.═ Вот═маленький пример═ разного восприятия взрослого═ и ═ребенка.══ Родители══ разрешили ══сыну остаться══ в══ поздний═ час═ у телевизора.══ Была премьера "Собачьего сердца"═ по повести Булгакова.═ Взрослые персонифицировали в герое ═- хаме,═ грубияне,═недочеловеке═ - ═явление жизни, а мальчик безутешно плакал.═ "Что с тобой?" - удивились мама с папой. "Мне жалко, очень жалко... Шарикова...". П. А. ═Следовало бы добавить: ═если═ первые═ чувства═ его и порывы благородны. Страшно пропустить эти мгновения═ в═ жизни ребенка.═ Вот пример:═ дочери моей Лизавете═ год═ и═ три месяца,═ маленький человечек,═ первая клубника═ -═ Лизавете. Очень туго с деньгами,═ но отборная рыночная клубника ═на белом блюдце.═ Пусть═══ глаз ═порадуется,══ витаминов═ наберется.═ Лизавета═ потянулась ═к ═клубнике,══ вот сейчас она съест ═всю, ═но я останавливаю ее руку:═ "Лиза, это маме".═ Взяла ягодку, поднесла.══ Вторую═ - ═мне,══ а эту ═- тебе.══ В ═этот═ момент═══я ═вижу═ больше,══ чем удовольствие ребенка.═ Не надо упускать═ ни═ секунды═ для победы душевного═ над корыстным. Мы умиляемся детьми, а надо упреждать проблемы. А. Р. ═Да, эту внутреннюю работу в ребенке трудно переоценить.═ Но сколь долго════ мы═══ закрывали═══ на═══ нее═══ глаза,═══ считали несущественной.════ Само══ понятие "нравственное самосовершенствование личности"═ стало═ чуть ли не ругательным, знаком ═идеологически═ чуждого═ и═ безусловно вредного.══ Было,═ было такое...══ А проблема-то═ осталась...══ Ведь нравственное самовоспитание═ -═ залог того, чтобы интеллектуальная,═══духовная═ энергия═ человека═ никогда══ не═ обращалась═ против человечества...═ Я думаю,═ что вы согласитесь со мной, ═что═ к═ общечеловеческому нужно вести ребенка через постижение своего, ═родного? П. А. ═Мы растеряли,═ извратили смысл ═старинного═ определения порядочности. Порядочный человек никогда не оскорбит чувства другого. ═Я не могу представить себе,═ чтобы порядочный═ человек═ был══ шовинистом,══ националистом. Если мы сумеем восстановить смысл слова "порядочность", воспитаем детей порядочными людьми,══ то═ можно═ быть═ уверенными, ══что═ ═гордость══ за═ свою национальную культуру не помешает им постигать национальный характер, душу другого народа. А. Р. ═Сегодня учат ценить широту... П. А. ═Широта ведь тоже по-разному понимаемая вещь.═ Ну, скажем,═ у тебя шесть полок в голове,═ и═на каждой лежит познанное философами.═ Это не широта, ═это - информированность. А вот если под широтой понимать спектр твоего восприятия мира...═══ Всякий══ широкий человек══ от═ пахаря══ до═ академика ═══- ═══это══ все-таки интеллигентный═ человек,══ знающий, ══что делать со своей широтой.══ Обычно мы интеллигента представляем себе в шляпе,═ в пенсне и с тростью и,═уж конечно,═ не бойцом.══ А все═ обстоит═ как раз наоборот.══ Боец═ -═ это ═и═ есть широкий человек, подлинный носитель культуры. А. Р. ═Я думаю,═ Павел Оганезович,═ что═ не только═ любопытно-страстное═ чтение стало═ приметой═ нашего═ времени.═══ Но══ и══ неостановимый══ внутренний диалог, который══ведет каждый из нас. Тема нашего разговора зовет все дальше,═ открывая новые дали,═ как и всякая загадка будущего,═ и потому уместно прервать наш диалог многоточием...══ А к вам последние вопросы как к режиссеру детского кино. П. А. ═Многое подсказывал простой здравый смысл.══ И...═ детство...══ Мы с мамой ходили на базар, ══если достаток══ -══ рано утром,══ клубника первая и ═самая свежая зелень.══ Потруднее ═-═ в середине дня,══ а если совсем плохо ═-═ к концу базара.═ Это нормальный рынок, о котором мы забыли... А. Р.══И все-таки нет ли тут хоть и не такой явной, но все-таки опасности, что дух коммерции,══ вызванный, ══словно══ джинн,══ быстро═ поднимет══ голову══ и══ начнет диктовать свои условия? ═Не станет ли наконец самоцелью? П. А. ═"Гвоздевой",══кассовый фильм нам нужен, ═чтобы появились экономические условия для талантливых детских фильмов, ═в ═том═ числе═ экспериментальных. Что═══ же касается═духа,═ то вряд ли он может повлиять на то,═ что выношено,═ продумано, вызрело еще тридцать лет назад. ═А. Р. ══Что же требуется для глубокой перестройки детского кинематографа? П. А.══Мучают ночные мысли, когда хочется объяснить цель.═ День-деньской суета, запутанные коридоры студии. Должна быть сделана в срок качественная продукция.═ Но мысль═ "для чего?"═ свербит. ═Поезд идет,═ размышляем,══ где переводить стрелки,═════ а колея - одна. |
||
А. Романенко.
Интервью Павла Арсенова. Сборник "Экран-90". М., "Искусство", 1990. |
||
|
||||||
Использованы материалы: А. Романенко. Интервью Павла Арсенова. Сборник "Экран-90". М., "Искусство", 1990г. |
СНИМАЕТСЯ КИНО | Краткое содержание фильма | Сценарий | Глюки и ляпы | В фильме снимались | | На съемочной площадке | СМИ | 15 лет спустя | Музыка из фильма | | Гостевая книга сайта | |
(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы |