ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
|
|||
|
||||||
СТАТЬИ, ЗАМЕТКИ, ИНТЕРВЬЮ.
|
||||||
ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО И КОСМИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ |
||
Е.Чекалова, газета "Советская культура", 16 апреля 1985г. |
||
Просто смех, какая выдумка: лисы подружились с курами, и все стали жить в мире и согласии. В жизни так не бывает, если, конечно, не случится настоящего чуда. В него-то и поверили создатели телевизионного фильма "Рыжий, честный, влюбленный" (сценарист Г. Полонский, режиссёр Л. Нечаев), хотя и не стали скрывать, что сказку шведского писателя Яна Экхольма "Людвиг XIV и совсем другие" читали, не подлаживаясь под детей, не играя в них - а так, как это могут делать очень серьезные взрослые, те, кто помнит, что они родом из детства. Потому в идиллии курино-лисьего рая Яна Экхольма они все-таки чуть-чуть усомнились, зато сняли такой фильм, в котором все, как в сказке, и все, как в Если это и игра, то такая, в которой смеешься от души и плачешь настоящими слезами. Все здесь противоречит здравому смыслу и все только так, как бывает на самом деле. Например, авторы этой талантливой экранизации, конечно, поняли, что в книжке речь идет не столько о зверях, сколько о людях, вернее, герои ее очень на людей похожи, но все-таки немножко звери. На экране, разумеется, ничего не стоит показать говорящих зверей, но ведь технические фокусы вовсе не равны настоящему волшебству. Зато необъяснимое, абсолютно сказочное чудо - в искусстве актерского перевоплощения. И когда на экране появляется Альберт Филозов в роли главы семейетва Ларсонов, мы ничуть не сомневаемся: перед нами самый натуральный лис, слегка потертый, побитый жизнью, потаскавшийся по чужим дворам, но еще вполне сохранивший свое обаяние. А его супруга Лора, которую играет Екатерина Васильева,- такая вся вытянутая, заостренная, но грациозно-женственная, что, право же, ей не откажешь в настоящем лисьем шарме. Или смотришь: на экране обыкновенный рыжий мальчик с веснушками, но потом почудится, что видишь нежного лисенка, иногда грустного, иногда веселого, а еще поэта и влюбленного. Однако всему этому не так уж и удивляешься, потому что совсем поразительно другое: Людвиг XIV - так смешно и нелепо-торжественно зовут лисенка, которого играет Денис Зайцев,- на самом деле, вопреки хитрологии, лисьей науке жить припеваючи, растет честным, совестливым. И главное - любящим, за что получает немало тумаков, но и волшебный дар. Он, например, может обыкновенного цыпленка Туту Карлсон превратить в очаровательную девочку. Создатели картины "Рыжий, честный, влюбленный" понимают сказочный жанр так, что мы не просто наматываем на ус абстрактную мораль, а переживаем за героев, как за самих себя. Л как не переживать, если действительно есть опасность, что очаровательный цыпленок превратится в самую обыкновенную курицу. Но как не радоваться, если видишь, что из странного лисенка Людвига XIV растет настоящий человек. Об этом великом чуде и поведал нам телевизионный фильм "Рыжий, честный, влюбленный". А произойти чудо смогло потому, что папа.и мама Ларсоны совершили один страшный с точки зрения лисьей педагогики просчет, тот, который в то же время является самым большим искусством педагогики человеческой. Своего младшего ребенка они научили любить не свою выгоду и клановые интересы, а жить сердцем. И он не отчаивается, сталкиваясь на каждом шагу с обывательской философией, несправедливостью, незаслуженными обидами, глухотой и непониманием самых близких друзей. Важным для Людвига оказывается не то, что разъединяет, а что объединяет его с другими. И если пес Максимилиан (его прекрасно играет Н. Трофимов) поэт, если в нем бродит какая-то музыка и он чувствует красоту, злейшим врагом его Людвиг не будет никогда. Фильм было интересно смотреть и взрослым, хотя он не сбивается с интонации сказки для детей - веселой, изящной и увлекательной. И, кстати, поучительной, не потому, что авторы кого-то поучают, но потому, что знают главный секрет мудрой и доброй педагогики - видеть, ценить и защищать личность конкретного ребенка. А это важно, ибо до сих пор немалая беда многих произведений для детей именно в том, что они не столько воспитывают, сколько стараются ребенка перевоспитать, даже совершенно перекроить на свой лад. Думается, что не берут в расчет живую душу ребенка авторы четырехсерийного спектакля "С нами не соскучишься" (сценарий С. Иванова, режиссер А. Зиновьева), которые переносят зрителей в шестой класс обыкновенной средней школы. Начнем хотя бы с последней серии. В ней мы знакомимся с мальчиком Витей: он обманывает сверстников, совершает мелкие кражи и даже прячет у себя дома добычу взрослых грабителей. Что-то, видно, случилось в жизни этого подростка, если так он ожесточился! Теперь потребуется величайшее потрясение или огромное педагогическое искусство, чтобы помочь этому "трудному" стать человеком. Ведь дело не в том, как его покарать, а как заставить искренне раскаяться. Но и потом, кто знает, как долго еще будет болеть и выздоравливать его душа. Так во всяком случае бывает в жизни. Но, как говорил папа Ларсон в фильме "Рыжий, честный, влюбленный", если слишком много вопросов, то можно и свихнуться. И создатели телеспектакля "С нами не соскучишься", видно, опасаясь за ранимую детскую психику, решают проблему гораздо проще: милиция и сверстники все красноречиво объяснили Вите, и он в одну секунду переродился. Весь сериал пронизывает довольно стойкое заблуждение: мол, стоит ребенку раз и навсегда объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо, как все и сразу встанет на свои места. Собственно, и сам спектакль представляет нам серию нравоучительных новелл. При таком подходе место живых шестиклашек занимают фишки с определенными функциями. Белых и черных здесь, правда, нет - все герои, за исключением Вити, обозначают в целом неплохих ребят. Но в игре выигрывает тот, кто, проделав ряд ходов, избавится от небольшого отклонения, которое отличает его от "нормального хорошего ребенка",- один от желания всегда приврать, другой - посплетничать, третий - от убежденности, что все продается и покупается. Но чем же спектакль напитал души юных зрителей? Вернемся к истории о чудесном перевоспитании Вити. Знаете, почему он исправился? Милиция и ребята доказали ему, что он прятал магнитофон и колонки, украденные у своего любимого спортивного кумира, а не просто у какого-то чужого дяди. Такая мораль сродни все той же лисьей философии, согласно которой грешно не вообще врать, а врать плохо, не тонко, не правдоподобно. С еще одним шестым классом знакомит пятисерийная картина "Гостья из будущего". На первый взгляд вся жизнь здесь течет по совсем иным законам, чем в телеспектакле "С нами не соскучишься": не обыденная школьная текучка, а космические путешествия. Любовь детей к многосерийным фантастическим приключениям общеизвестна. Однако у взрослых, естественно, возникает вопрос: что ребята узнают нового, чему научатся во время долгих экранных странствий, каким будет их душевный опыт? Была в фильме одна реплика, которая могла бы стать зерном любопытного сюжета: "А может быть, я твоя внучка?" - говорит московской школьнице Юле Грибковой девочка Алиса, прилетевшая из Москвы будущего. Какой интересной, глубокой и философичной могла бы стать картина, авторы которой попытались бы заразить юных зрителей чувством, ответственности за будущее, и прежде всего за людей будущего. Каким же предстает будущее взору московского школьника Коли Герасимова, волей случая и с помощью машины времени оказавшегося на "сто лет тому вперед"? Ярко выделены две черты XXI века: во-первых, техническое совершенство в сочетании с предельной доступностью - любой малыш может управлять космическим кораблем или летающей тарелкой и, во-вторых, абсолютно все здесь задаром - знания, вещи, путешествия. Даже автомат, выдавая пирожное, лишь услужливо желает вам приятного аппетита. Коля, а вместе с ним и юные зрители видят, что жизнь здесь похожа на вечные каникулы, даже работа взрослых скорее напоминает детские игры. По-видимому, авторы попытались притвориться детьми и вообразить, что бы такое ребятам могло понравиться. А получилось, что люди будущего превратились в роботов. Их желания и чувства далеки от духовных интересов. В прошлое, например, они летают лишь для того, чтобы получить автограф Аристофана или похвастать знакомством с Вольтером. Но, может быть, создатели картины (сценарист К. Булычев и режиссер П. Арсенов), показывая будущее именно таким, хотят предостеречь сегодняшних ребят? Ничуть! Ведь в качестве абсолютного идеала, как говорится в тексте картины, рубежа, к которому реем детям надо стремиться, они предлагают Алису, которая, правда, обладает нечеловеческой физической силой, выдающимися спортивными данными и еще отличница, но разве только эти качества могут сделать человека прекрасным? Главный же просчет в том, что Алиса, как и все другие обитатели будущего, не способна на горячие чувства. Она всегда невозмутима, никогда не грустит, даже не плачет, как и не смеется от души. А между тем фильм смотрится: на экране постоянно что-то происходит, одни герои без конца превращаются в других, и в результате совершенно запутываешься. Этого ли хотели добиться авторы? Во всяком случае герои все время куда-то спешат, за кем-то гонятся или от кого-то убегают. А разворачивается вся эта суета вокруг прибора, который называется мелофоном и обладает способностью разгадывать мысли. Нас убеждают, что пираты хотят захватить его для господства над человечеством. Впрочем, и наши герои ИСПОЛЬЗУЮТ аппарат вполне по-пиратски: подслушивают чужие мысли и легко, без всяких сомнений и душевной работы определяют, кто есть кто. Когда-то мы полюбили прекрасную сказку об Электронике, которая поведала о том, как робот стал человеком. Это и есть единственное настоящее сказочное чудо, то, что посложнее самой совершенной техники,- стать просто человеком, который умеет любить, надеяться, верить. |
||
Е.Чекалова, газета
"Советская культура", 16 апреля 1985г. |
||
|
||||||
Использованы материалы: газета "Советская культура", 16 апреля 1985г. |
СНИМАЕТСЯ КИНО | Краткое содержание фильма | Сценарий | Глюки и ляпы | В фильме снимались | | На съемочной площадке | СМИ | 15 лет спустя | Музыка из фильма | | Гостевая книга сайта | |
(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы |