ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
| WIN | KOI | ISO | LAT | TopList
заставказаставка
 
 
СТАТЬИ, ЗАМЕТКИ, ИНТЕРВЬЮ.
О ЧЕМ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ
Шестиклассники против пиратов (04.1984г.)   Мир держится на тех, кто смотрит в небо. (09.1986г.)
"Экран" Серия за серией. (04.1984)   Серьезная жизнь до шестнадцати. (12.1986г.)
Чудеса за дверью (06.1984г.)   Сказки эпохи НТР. (1987г.)
"Анонс"   (10.1984г)   Интервью с Киром Булычевым (11.1998г.)
Погоня трусцой (03.1985г.)   П. Арсенов "Очищение" (1990г.)
Обыкновенное чудо и космические фокусы (04.1985)   П. Арсенов И жизнь, и детство, и кино.. (10.1999г.)
Чего не видит зритель (05.1985г.)   Алиса Селезнева стала вирусологом...( 02.2004г.)
Включаем приключение. (05.1985г.)   20 лет тому вперед. (02.2004г.)
"Девочка из завтра" (06.1996г.)   Гостья из будущего. (02.2004г.)
Фрагменты интервью с Киром Булычевым.


ФРАГМЕНТЫ  ИНТЕРВЬЮ
ВЯЧЕСЛАВА        ЯШИНА
С  КИРОМ   БУЛЫЧЕВЫМ
12 ноября 1998 г.
- Игорь Всеволодович, вы практически классик российской литературы, ваши книги "Миллион приключений" и "Девочка с Земли" рекомендованы к чтению в учебнике литературы для 6-го класса.═

- Там очень много чего рекомендуется... (смеется)

- ...═но и вы в том числе. Ваша первая книга была про Алису?═

- Первая книга? Нет. Первой художественной книгой была приключенческая книжка, и она называлась "Меч генерала Бандулы".═

- Вы сотрудничали со многими режиссерами, Викторовым, Данелией, Майоровым, Арсеновым, Морозом. У моих знакомых Павел Оганезович (Арсенов. √ В.Я.) ассоциируется только с "Гостьей из будущего", словно не было никогда ни "Короля-Оленя", ни "С любимыми не расставайтесь"... Т.е. существует "Гостья из будущего" - культовый фильм, и все... Вы и сейчас с ними общаетесь?═

- Почти не общаюсь, потому что прошла эта полоса в жизни... Я общаюсь постоянно с Майоровым Сашей, потому что он все время старается что-то найти новое, но снять ничего не получается... Не очень удачливый человек. Ему трудно. Он старается найти что-то новое. Поэтому он общается со мной, как только у него возникают какие-то идеи.═
С Пашей Арсеновым мы поздравляем друг друга с Новым годом...═
С Данелией... Года три-четыре не видел его и не слышал.═
Ричард Викторов умер.
Качанов умер.═
С Морозом тоже года два-три не общались.
Не то, чтобы было что-то плохо... Просто мы работали вместе - закончилась работа...═У меня была личная и глубокая товарищеская связь с Ричардом Викторовым. И с Сашей Майоровым. А Паша Арсенов... Я его очень люблю, но у него свои проблемы, своя жизнь.═
"Здравствуйте меня интересует, общаетесь ли Вы с семьей Гусевых, то есть с Наташей Гусевой?═"
(Давид alicaman1@hotmail.com ════Date: Wed, 28 Oct 1998 17:10:57 +0300 (MSK)

- Нет, никогда не общался. Потому что существует заблуждение, будто сценарист имеет какое-то реальное отношение к актерам, к съемкам. Обычно же этого никогда не бывает. Сценарист заканчивает свою жизнь ДО начала съемок, после этого он нужен, только если нужно что-то переделать, и тебе из Ялты или из Калуги, присылают телеграмму: "приезжай на два дня, надо переделать финал". Сидишь с режиссером, переделаешь финал и уезжаешь. Обычно сценарист НЕ ЗНАЕТ актеров, и они его не знают. Поэтому личных, близких отношений с актерами у меня не было. В том числе с Наташей Гусевой.═Я видел ее раза два на площадке, больше я ее просто даже не видел в жизни. Я сам о ней что-то читал в газетах... Но если я, допустим, возьму у Паши (Арсенова. √ В.Я.) телефон и позвоню ей, наверное, она меня узнает, потому что вспомнит этот фильм... Но никаких личных отношений не было, хотя в свое время...═Вы говорите "культовый фильм". Количество писем, которые я получал, с различными просьбами: к примеру, дать телефон... Ко мне приезжали сотни и сотни людей, которые считали, что я какой-то хитрый бандит-жулик, который скрывает в уборной Наташу. Хотя, на самом деле я... маму ее помню, папу помню, потому что меня с ними познакомили. Но только так. На этом уровне.═Было чудесное письмо-чемпион:
"Я учусь в шестом классе, я люблю Ваше творчество... Мне нужен телефон Наташи Гусевой. ЕСЛИ ВЫ НЕ ВЕРИТЕ В СЕРЬЕЗНОСТЬ МОИХ НАМЕРЕНИЙ, Я МОГУ ЖЕНИТЬСЯ..."
- Несколько лет тому назад в "Пионерской правде" вы проводили такую акцию, как соавторство в написании некоторых произведений про Алису. Это было "на полном серьезе"?
- Уф!.. Это было НЕ НА ПОЛНОМ СЕРЬЁЗЕ. Но в тоже время... в этом был смысл. Потому что: в то время тираж "Пионерской правды" составлял 11 000 000 экземпляров. Стоила она - совсем ничего. (1коп. - В.Я.) Попадала она, фактически, в каждую деревню. Когда мне предлагали писать, я считал своим долгом это делать, потому что это было возможностью дойти мне до очень отдаленного читателя, который, в ином случае, часто не имел возможности вообще чего-то читать... Потом мы родили идею. Вот эту, как бы, игру. Но!═Это было в Советском Союзе, и каждая вещь, прежде чем быть напечатана, должна была пройти цензуру. Не будем лицемерить, Я ПИСАЛ ВСЮ ПОВЕСТЬ. Иначе бы ее никто не принял ни в какую газету. После этого мы получали письма от читателей.═На первую повесть, "Заграничная принцесса", приходило до 10 000 писем на каждый выпуск. В комнате сидело два человека, которые занимались... Открыть физически все письма, если вы разделите их на число минут... А эти письма, по законам того времени, надо было вскрыть, иначе, если бы их выкинули, не вскрывая, это было бы преступлением. Кто-нибудь настучал бы, и так далее. Значит, я помню, как приходили добровольцы, какой-то папа привел каких-то студентов, курсантов Академии Дзержинского... Они занимались тем, что разрезали конверты...═Что мы делали для того, чтобы быть максимально честными? Понимая, что абсолютно честными мы быть не можем, мы отбирали наугад, допустим, 100 писем... Это реально было прочесть. Если в них были какие-то любопытные фразы, какие-то кусочки, ходы... что-то же внутри повести всегда можно поменять, включить фразу... То есть, это была... косметика определенная┘ Но в то же время мы честно писали, кто нам прислал, из какого города... К каждому куску было указано 10-15 фамилий. То есть дети, которые играли в это... Мы хотели... Ну пускай, где-нибудь, в Замухранске, РЕБЕНОК СИДИТ И ПИШЕТ ФАНТАСТИЧЕСКУЮ ПОВЕСТЬ (улыбается). НУ ПУСКАЙ У НЕГО ГОЛОВКА РАБОТАЕТ! Почему я и считаю, что это дело было вполне благородное. Просто, естественно, оно было не совсем правдивое. Но...═
Но отчасти, все-таки...═
...отчасти, все что максимально мы могли делать - мы делали!
Не хотите ли написать про повзрослевшую Алису ?═
(Евгений johney@kiev.ua ══Sun, 20 Sep 1998 15:11:12)═

- Хочу. Но я говорю, что Алиса - это маска. И я не могу ее "взрослеть", и мы об этом уже говорили... Поэтому, как бы отвечая на все эти вопросы, а их часто мне задают, я и сделал Кору из ИнтерГпола. Она, в принципе, и есть повзрослевшая Алиса. Она - Алиса, которой стало 20 лет. Она взяла на себя ее функции, и даже где-то там у меня была одна повесть про Алису, где Кора уже действует. Они современники. КОРА - ЭТО СТАВШАЯ ВЗРОСЛОЙ АЛИСА.═

- В одной из своих статей, "Прощание с Великим Гусляром", Роман Арбитман пишет, что столкнув Алису в повести "Тайна рабыни Заури" с жестоким миром "англо-американского космического триллера", светлый образ "прекрасного далека" вы разрушили. Кстати, в известном семитомнике "Приключения Алисы", вышедшем в издательстве "Культура", эта повесть была заключительной. Затем появились следующие произведения: "Алиса и Крестоносцы", "Золотой медвежонок", "Дети динозавров"...═
Тема Алисы неисчерпаема?═

- Ну, этого же нельзя сказать, правильно?
Ответить на этот вопрос - это все равно, что сказать, кто сильнее - Карпов или компьютер шахматный? Я не знаю, исчерпаема она или нет. Я не знаю, в какой день я буду дальше писать, а в какой не буду. В этом, очевидно, и есть смысл жизни. Если бы я знал наперед, что будет... Вопрос некорректный, потому что на него нет ответа.═

- Летом этого года (1998. √ В.Я.) в "МК-бульваре" была публикация о 26-ти серийном мультфильме "Алиса - девочка из будущего", по вашему сценарию. Когда он выйдет?═


- Я бы очень хотел этого, но мультфильм, к сожалению, делался по... Были переговоры между "Союзмультфильмом" и "Армадой". Они хотели как-то объединить и сделать серию цветных книжек и мультфильм. Но пока все это лопнуло, и "Союзмультфильм", по-моему, сейчас не имеет ни денег, ни возможности... Там ситуация плохая. Мультфильм - это желательно, но я думаю, вряд ли реально. Но желательно...═

- Недавно я узнал, что выпущена компьютерная игра "Алиса", по мотивам мультфильма "Тайна третьей планеты". Имели ли вы отношение к ее выпуску?═


- Я не знаю, не видел, и никто мне ничего не сказал. Если что-нибудь узнаете, то расскажите мне, ладно? Мне это интересно.═

- Сейчас выходят ваши книги в "Хроносе". Выходили в ⌠Армаде■, в прошлом году в серии " Замок чудес" книжки с Алисой. Потом "Приключения Алисы" в той же "Армаде"... Ваших книг очень много. Вы не боитесь, что будет перенасыщение рынка, и вас вообще перестанут покупать?


- Нет, это бессмысленный вопрос. Он неправильный. Потому что, увидев много книг, все топнут ножкой и скажут...?═
Просто все уже купили, кто хотел, вот они и лежат.═
Хорошо. Что касается детских книг - это не так, потому что каждые пять лет меняется новое поколение детей. Вырастают, приходит новое поколение. Что касается этих книг, то что... Что существует сейчас? Пойдемте с вами в магазин. И увидим, что взрослого Булычева... ═выпускает только ⌠Хронос■, но первые 10 томов уже ушли. Их нет в продаже. Поэтому, фактически, Булычев, который привычен для взрослой читательской аудитории - "Поселок", "Последняя война" и всякие такие книжки... Их сейчас не существует. Книжки рассасываются - тиражи-то махонькие. Ведь та же самая Алиса в "Культуре", в 90-ом году выходила тиражом 350 000 экземпляров, и пропадала мгновенно. Ничего кардинально не изменилось, просто люди стали меньше покупать книжек. Это не потому, что... ведь книжек Успенского больше, чем моих. Ну и что? Ну и покупают. Нет, я ваш вопрос не воспринимаю.═

- В одном из номеров журнала "ОМ", есть такой модный журнал, был хит-парад из 10-ти лучших детских фильмов 80-х... ⌠Гостья из будущего■ на первом месте, потом идут...═

- Какой журнал?═

- ⌠ОМ■.

- А, даже не знал... А в каком номере? Мне просто любопытно.

- ...═По-моему сентябрьский, или октябрьский... В нем хит-парад. "Гостья из будущего" - на первом месте, "Через тернии к звездам" - на 10-ом. Причем, вашу Алису сравнивают с набоковской Лолитой, ссылаясь на каких-то критиков, а фильм "Через тернии к звездам" обвиняют в том, что там что-то ⌠содрано■ со "Звездных войн" Лукаса. Как вы к этому относитесь?..═

- Но ведь фильм вышел за несколько лет до "Звездных войн"?

- "Звездные войны" вышли в 77-ом году.═

- Но сценарий писался в 76-ом.

- А по поводу "Лолиты"?═

- А знаешь, откуда это пошло? Я в первый раз услышал, но тут же могу ответить очень спокойно. На это наложилось восприятие поколения Наташи Гусевой. Алиса здесь совершенно не причем. Это Наташа Гусева! Вы спутали две разные фигуры. И они спутали их... А Наташа Гусева была, как ни странно, не то, чтобы секс-символом, но сенсуальным символом для мальчишек того времени. Поэтому это не Алиса, это Наташа.

- В одном из предисловий к вашей повести "Марсианское зелье" вы заметили на примере фильмов "Золотые рыбки" и "Шанс", что в этих, снимавшихся в одном и том же калужском дворе, фильмах, сменились актеры игравшие основных персонажей. И вам "казалось это противоестественным, но кино есть кино". Потом, как я заметил, эта несуразность проявилась еще в нескольких фильмах: "Гостья из будущего" и в "Лиловом шаре", где профессора Игоря Селезнева играли два разных актера... ═

- Еще был "Остров ржавого лейтенанта", фильм, который, к сожалению, снимал другой режиссер, с другой Алисой. Она чужая была, и фильм был холодный, чужой... Причем, там была странная ситуация, эта девочка была из какой-то сектантской, религиозной семьи. При ней была бабушка, мама... Я не был даже на съемках. И почти не был с ними знаком┘ ОН (фильм. - В.Я.) БЫЛ ХОЛОДНЫЙ. Паша Арсенов, все-таки эмоциональный человек. А Ховенко (режиссер фильма. - В.Я.) - он человек абсолютно холодный... Сколько он сделал сюжетов в "Ералаше", он в "Ералаше" в основном всегда работал... И все они такие же холодные... Формальные. ═

- А почему так получилось, что героев актеры играли разные? Алисин папа - это все-таки Алисин папа...═


- Я понимаю. Я бы тоже так хотел, но это абсолютно от меня не зависит, никто меня не спрашивает. Режиссер говорит: "Я так вижу!" Так это называется.═

- А еще меня с детства мучает вопрос, почему "Путешествие Алисы на "Пегасе" датируется 2076 годом, а события в "Тайне третьей планеты" 2181-ым?═


- Это от совершенно случайных маленьких накладок. В то время казалось, что никто не заметит. А потом вдруг это вылезает. Это бывает... Просто была еще одна ошибка. Ну что же делать?═

- И в повести "Сто лет тому вперед", и в сериале "Гостья из будущего" разница хоть и не столь значительна, но все же почти в 8 лет - 11 апреля 1976 года и 13 апреля 1984 года.


- Правильно, а я еще в начале разговора сказал, что тут виноват больше всего я, потому что, полагая каждый раз, что это последняя книжка...
"Здравствуйте, Игорь Всеволодович! Мой вопрос провокационный: а нужно ли разделять литературу на детскую и взрослую? Не в смысле содержания, а по стилю написания? Признаться, меня со школьной скамьи раздражают попытки авторов посюсюкать над несовершеннолетним читателем, что крайне отрицательно сказывается на качестве произведения. Из Ваших книг этим грешат "Сто лет тому вперед" и "Козлик Иван Иванович"...
(Сергей Уткин(28-35) donald@mail.admiral.ru Sun, 6 Sep 1998 18:27:25)═

- Человек в вопросе написал ответ. Первая половина - вопрос, а остальное - ответ. Есть уже готовый ответ. А что я могу сказать? Ну сюсюкаю, но что делать?═
- Как вы относитесь к появившимся в последнее время образцам литературы, созданным как бы в подражание вам, там есть такие как: "Похождения Алисы Селезневой, или свинство в космосе", "Прорыв... Сказка в пяти действиях"...?═

- Я видел только произведение, написанное человеком, или, очевидно, псевдонимом, по фамилии Эррар. Это мне кто-то принес, по-видимому...═

- И как вам?


- Человек не претендует на то, чтобы писать литературу.

- Просто самое забавное, что человек прочитал очень много, практически все ваши книги, и там есть цитаты, которые я, например, только при пятом перечтении ваших книг нашел, там все разложено...═


- Ну я так не читал его, нет. Потому что... ну вот прочел я две страницы, и мне стало скучно. Потому что я подумал, что ведь... если ты делаешь пародию, то она должна быть или очень веселая, и поэтому короткая, или он должен был пойти дальше. Нельзя писать книгу-пародию, потому что она становится скучной. В конце концов, существует масса примеров, вплоть до Шекспира, когда человек берет чье-то произведение, перекладывает его и идет дальше. В этих вещах... лучше было бы, если бы человек сделал что-то новое, я сам с удовольствием бы прочитал. А когда он старается воспроизвести то, что уже сделано, какой смысл в этом?

- Прообразом Алисы послужила дочка?═


- Нет. У меня не было прообраза Алисы. ИМЕНЕМ Алисы. ПРООБРАЗОМ ИМЕНИ - не больше!

- Почему вы придумали именно эту героиню?


- Я не знаю... Имя "Алиса" мне нравилось, и в самом деле, в доме была девочка с этим именем. Ничего такого... Связь эта - чисто формальная, если так можно сказать... Тут не было того, что я в Алисе видел какие-то черты этой героини. Более того, сама Алиса всю жизнь, по-моему, совершенно спокойно и равнодушно относится к существованию второй Алисы.
"Простите - сколько сейчас лет Вашей дочери ?"
(Евгений Красницкий johney@kiev.ua Sun, 20 Sep 1998 15:11:12)

- 37.
"Почему бы Вам не написать продолжение "100 лет тому вперед, где Коля помогает Алисе или наоборот. Пираты как всегда терроризируют галактику и хотят свести счеты с Колей, - ведь пираты публика мстительная, как это всем известно. Ну и как всегда "Happy End." В общем хотелось бы продолжения".
(Nicky-SpacyFlash nicky.altair@mtu-net.ru Tue, 13 Oct 1998 03:23:26)═


- Хочется мост построить┘ (смеется) Ну, хочется!.. Мне много чего еще хочется! А время идет очень быстро. Ну что делать? А кроме того, ведь сколько людей - столько и мнений, правильно? Вы сами видите по тем вопросам, что одному нравится одно, другому - другое┘
Фрагменты интервью с Киром Булычевым.
╘ Вячеслав Яшин, 1998г.
 
 
 


Ждем ваших писем

Использованы материалы:
Фрагменты интервью с Киром Булычевым.
╘ Вячеслав Яшин, 1998г.
МиелофонстрелкаСнимается кино стрелкаСМИстрелкаФрагменты интервью с Киром Булычевым

(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы
(с) 1999-2004 Тексты, аудио-файлы, фото - Вячеслав Яшин, Александр Лас
(с) 1999-2004 Рисунки, дизайн, оформление - Дмитрий Шулындин
(с) 1999-2004 Главный редактор - Александр Лас
(с) 1983-2004 Материалы - Наталья Мурашкевич
(с) 1999-2004 Д. Ватолин, "Русская Фантастика"

Сайт открыт 1-го июля 1999 года.

Использование материалов сайта без согласования 
с авторами и/или редакцией запрещается.