ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
|
|||
|
||||||
СТАТЬИ, ЗАМЕТКИ, ИНТЕРВЬЮ.
|
||||||
Фрагменты интервью с Киром Булычевым. |
||
ФРАГМЕНТЫ ИНТЕРВЬЮ ВЯЧЕСЛАВА ЯШИНА С КИРОМ БУЛЫЧЕВЫМ |
||
12 ноября 1998 г. |
||
- Игорь Всеволодович, вы практически классик российской литературы, ваши книги "Миллион приключений" и "Девочка с Земли" рекомендованы к чтению в учебнике литературы для 6-го класса.═
- Там очень много чего рекомендуется... (смеется) - ...═но и вы в том числе. Ваша первая книга была про Алису?═ - Первая книга? Нет. Первой художественной книгой была приключенческая книжка, и она называлась "Меч генерала Бандулы".═ - Вы сотрудничали со многими режиссерами, Викторовым, Данелией, Майоровым, Арсеновым, Морозом. У моих знакомых Павел Оганезович (Арсенов. √ В.Я.) ассоциируется только с "Гостьей из будущего", словно не было никогда ни "Короля-Оленя", ни "С любимыми не расставайтесь"... Т.е. существует "Гостья из будущего" - культовый фильм, и все... Вы и сейчас с ними общаетесь?═ - Почти не общаюсь, потому что прошла эта полоса в жизни... Я общаюсь постоянно с Майоровым Сашей, потому что он все время старается что-то найти новое, но снять ничего не получается... Не очень удачливый человек. Ему трудно. Он старается найти что-то новое. Поэтому он общается со мной, как только у него возникают какие-то идеи.═ С Пашей Арсеновым мы поздравляем друг друга с Новым годом...═ С Данелией... Года три-четыре не видел его и не слышал.═ Ричард Викторов умер. Качанов умер.═ С Морозом тоже года два-три не общались. Не то, чтобы было что-то плохо... Просто мы работали вместе - закончилась работа...═У меня была личная и глубокая товарищеская связь с Ричардом Викторовым. И с Сашей Майоровым. А Паша Арсенов... Я его очень люблю, но у него свои проблемы, своя жизнь.═ |
||
"Здравствуйте меня интересует, общаетесь ли Вы с семьей Гусевых, то есть с Наташей Гусевой?═"
(Давид alicaman1@hotmail.com ════Date: Wed, 28 Oct 1998 17:10:57 +0300 (MSK)═ - Нет, никогда не общался. Потому что существует заблуждение, будто сценарист имеет какое-то реальное отношение к актерам, к съемкам. Обычно же этого никогда не бывает. Сценарист заканчивает свою жизнь ДО начала съемок, после этого он нужен, только если нужно что-то переделать, и тебе из Ялты или из Калуги, присылают телеграмму: "приезжай на два дня, надо переделать финал". Сидишь с режиссером, переделаешь финал и уезжаешь. Обычно сценарист НЕ ЗНАЕТ актеров, и они его не знают. Поэтому личных, близких отношений с актерами у меня не было. В том числе с Наташей Гусевой.═Я видел ее раза два на площадке, больше я ее просто даже не видел в жизни. Я сам о ней что-то читал в газетах... Но если я, допустим, возьму у Паши (Арсенова. √ В.Я.) телефон и позвоню ей, наверное, она меня узнает, потому что вспомнит этот фильм... Но никаких личных отношений не было, хотя в свое время...═Вы говорите "культовый фильм". Количество писем, которые я получал, с различными просьбами: к примеру, дать телефон... Ко мне приезжали сотни и сотни людей, которые считали, что я какой-то хитрый бандит-жулик, который скрывает в уборной Наташу. Хотя, на самом деле я... маму ее помню, папу помню, потому что меня с ними познакомили. Но только так. На этом уровне.═Было чудесное письмо-чемпион: ═ "Я учусь в шестом классе, я люблю Ваше творчество... Мне нужен телефон Наташи Гусевой. ЕСЛИ ВЫ НЕ ВЕРИТЕ В СЕРЬЕЗНОСТЬ МОИХ НАМЕРЕНИЙ, Я МОГУ ЖЕНИТЬСЯ..."
|
||
- Несколько лет тому назад в "Пионерской правде" вы проводили такую акцию, как соавторство в написании некоторых произведений про Алису. Это было "на полном серьезе"?
═
- Уф!.. Это было НЕ НА ПОЛНОМ СЕРЬЁЗЕ. Но в тоже время... в этом был смысл. Потому что: в то время тираж "Пионерской правды" составлял 11 000 000 экземпляров. Стоила она - совсем ничего. (1коп. - В.Я.) Попадала она, фактически, в каждую деревню. Когда мне предлагали писать, я считал своим долгом это делать, потому что это было возможностью дойти мне до очень отдаленного читателя, который, в ином случае, часто не имел возможности вообще чего-то читать... Потом мы родили идею. Вот эту, как бы, игру. Но!═Это было в Советском Союзе, и каждая вещь, прежде чем быть напечатана, должна была пройти цензуру. Не будем лицемерить, Я ПИСАЛ ВСЮ ПОВЕСТЬ. Иначе бы ее никто не принял ни в какую газету. После этого мы получали письма от читателей.═На первую повесть, "Заграничная принцесса", приходило до 10 000 писем на каждый выпуск. В комнате сидело два человека, которые занимались... Открыть физически все письма, если вы разделите их на число минут... А эти письма, по законам того времени, надо было вскрыть, иначе, если бы их выкинули, не вскрывая, это было бы преступлением. Кто-нибудь настучал бы, и так далее. Значит, я помню, как приходили добровольцы, какой-то папа привел каких-то студентов, курсантов Академии Дзержинского... Они занимались тем, что разрезали конверты...═Что мы делали для того, чтобы быть максимально честными? Понимая, что абсолютно честными мы быть не можем, мы отбирали наугад, допустим, 100 писем... Это реально было прочесть. Если в них были какие-то любопытные фразы, какие-то кусочки, ходы... что-то же внутри повести всегда можно поменять, включить фразу... То есть, это была... косметика определенная┘ Но в то же время мы честно писали, кто нам прислал, из какого города... К каждому куску было указано 10-15 фамилий. То есть дети, которые играли в это... Мы хотели... Ну пускай, где-нибудь, в Замухранске, РЕБЕНОК СИДИТ И ПИШЕТ ФАНТАСТИЧЕСКУЮ ПОВЕСТЬ (улыбается). НУ ПУСКАЙ У НЕГО ГОЛОВКА РАБОТАЕТ! Почему я и считаю, что это дело было вполне благородное. Просто, естественно, оно было не совсем правдивое. Но...═
Но отчасти, все-таки...═ ...отчасти, все что максимально мы могли делать - мы делали! |
||
Не хотите ли написать про повзрослевшую Алису ?═
(Евгений johney@kiev.ua ══Sun, 20 Sep 1998 15:11:12)═ - Хочу. Но я говорю, что Алиса - это маска. И я не могу ее "взрослеть", и мы об этом уже говорили... Поэтому, как бы отвечая на все эти вопросы, а их часто мне задают, я и сделал Кору из ИнтерГпола. Она, в принципе, и есть повзрослевшая Алиса. Она - Алиса, которой стало 20 лет. Она взяла на себя ее функции, и даже где-то там у меня была одна повесть про Алису, где Кора уже действует. Они современники. КОРА - ЭТО СТАВШАЯ ВЗРОСЛОЙ АЛИСА.═
|
||
- В одной из своих статей, "Прощание с Великим Гусляром", Роман Арбитман пишет, что столкнув Алису в повести "Тайна рабыни Заури" с жестоким миром "англо-американского космического триллера", светлый образ "прекрасного далека" вы разрушили. Кстати, в известном семитомнике "Приключения Алисы", вышедшем в издательстве "Культура", эта повесть была заключительной. Затем появились следующие произведения: "Алиса и Крестоносцы", "Золотой медвежонок", "Дети динозавров"...═ - Ну, этого же нельзя сказать, правильно? - В одном из номеров журнала "ОМ", есть такой модный журнал, был хит-парад из 10-ти лучших детских фильмов 80-х... ⌠Гостья из будущего■ на первом месте, потом идут...═
- Какой журнал?═ - ⌠ОМ■. - А, даже не знал... А в каком номере? Мне просто любопытно. - ...═По-моему сентябрьский, или октябрьский... В нем хит-парад. "Гостья из будущего" - на первом месте, "Через тернии к звездам" - на 10-ом. Причем, вашу Алису сравнивают с набоковской Лолитой, ссылаясь на каких-то критиков, а фильм "Через тернии к звездам" обвиняют в том, что там что-то ⌠содрано■ со "Звездных войн" Лукаса. Как вы к этому относитесь?..═ - Но ведь фильм вышел за несколько лет до "Звездных войн"? - "Звездные войны" вышли в 77-ом году.═ - Но сценарий писался в 76-ом. - А по поводу "Лолиты"?═ - А знаешь, откуда это пошло? Я в первый раз услышал, но тут же могу ответить очень спокойно. На это наложилось восприятие поколения Наташи Гусевой. Алиса здесь совершенно не причем. Это Наташа Гусева! Вы спутали две разные фигуры. И они спутали их... А Наташа Гусева была, как ни странно, не то, чтобы секс-символом, но сенсуальным символом для мальчишек того времени. Поэтому это не Алиса, это Наташа. - В одном из предисловий к вашей повести "Марсианское зелье" вы заметили на примере фильмов "Золотые рыбки" и "Шанс", что в этих, снимавшихся в одном и том же калужском дворе, фильмах, сменились актеры игравшие основных персонажей. И вам "казалось это противоестественным, но кино есть кино". Потом, как я заметил, эта несуразность проявилась еще в нескольких фильмах: "Гостья из будущего" и в "Лиловом шаре", где профессора Игоря Селезнева играли два разных актера... ═ - Еще был "Остров ржавого лейтенанта", фильм, который, к сожалению, снимал другой режиссер, с другой Алисой. Она чужая была, и фильм был холодный, чужой... Причем, там была странная ситуация, эта девочка была из какой-то сектантской, религиозной семьи. При ней была бабушка, мама... Я не был даже на съемках. И почти не был с ними знаком┘ ОН (фильм. - В.Я.) БЫЛ ХОЛОДНЫЙ. Паша Арсенов, все-таки эмоциональный человек. А Ховенко (режиссер фильма. - В.Я.) - он человек абсолютно холодный... Сколько он сделал сюжетов в "Ералаше", он в "Ералаше" в основном всегда работал... И все они такие же холодные... Формальные. ═ - А почему так получилось, что героев актеры играли разные? Алисин папа - это все-таки Алисин папа...═ - Я понимаю. Я бы тоже так хотел, но это абсолютно от меня не зависит, никто меня не спрашивает. Режиссер говорит: "Я так вижу!" Так это называется.═ - А еще меня с детства мучает вопрос, почему "Путешествие Алисы на "Пегасе" датируется 2076 годом, а события в "Тайне третьей планеты" 2181-ым?═ - Это от совершенно случайных маленьких накладок. В то время казалось, что никто не заметит. А потом вдруг это вылезает. Это бывает... Просто была еще одна ошибка. Ну что же делать?═ - И в повести "Сто лет тому вперед", и в сериале "Гостья из будущего" разница хоть и не столь значительна, но все же почти в 8 лет - 11 апреля 1976 года и 13 апреля 1984 года. - Правильно, а я еще в начале разговора сказал, что тут виноват больше всего я, потому что, полагая каждый раз, что это последняя книжка...
|
||
"Здравствуйте, Игорь Всеволодович! Мой вопрос провокационный: а нужно ли разделять литературу на детскую и взрослую? Не в смысле содержания, а по стилю написания? Признаться, меня со школьной скамьи раздражают попытки авторов посюсюкать над несовершеннолетним читателем, что крайне отрицательно сказывается на качестве произведения. Из Ваших книг этим грешат "Сто лет тому вперед" и "Козлик Иван Иванович"...
(Сергей Уткин(28-35) donald@mail.admiral.ru Sun, 6 Sep 1998 18:27:25)═ - Человек в вопросе написал ответ. Первая половина - вопрос, а остальное - ответ. Есть уже готовый ответ. А что я могу сказать? Ну сюсюкаю, но что делать?═
|
||
- Как вы относитесь к появившимся в последнее время образцам литературы, созданным как бы в подражание вам, там есть такие как: "Похождения Алисы Селезневой, или свинство в космосе", "Прорыв... Сказка в пяти действиях"...?═
- Я видел только произведение, написанное человеком, или, очевидно, псевдонимом, по фамилии Эррар. Это мне кто-то принес, по-видимому...═ - И как вам? - Человек не претендует на то, чтобы писать литературу. - Просто самое забавное, что человек прочитал очень много, практически все ваши книги, и там есть цитаты, которые я, например, только при пятом перечтении ваших книг нашел, там все разложено...═ - Ну я так не читал его, нет. Потому что... ну вот прочел я две страницы, и мне стало скучно. Потому что я подумал, что ведь... если ты делаешь пародию, то она должна быть или очень веселая, и поэтому короткая, или он должен был пойти дальше. Нельзя писать книгу-пародию, потому что она становится скучной. В конце концов, существует масса примеров, вплоть до Шекспира, когда человек берет чье-то произведение, перекладывает его и идет дальше. В этих вещах... лучше было бы, если бы человек сделал что-то новое, я сам с удовольствием бы прочитал. А когда он старается воспроизвести то, что уже сделано, какой смысл в этом? - Прообразом Алисы послужила дочка?═ - Нет. У меня не было прообраза Алисы. ИМЕНЕМ Алисы. ПРООБРАЗОМ ИМЕНИ - не больше! - Почему вы придумали именно эту героиню? - Я не знаю... Имя "Алиса" мне нравилось, и в самом деле, в доме была девочка с этим именем. Ничего такого... Связь эта - чисто формальная, если так можно сказать... Тут не было того, что я в Алисе видел какие-то черты этой героини. Более того, сама Алиса всю жизнь, по-моему, совершенно спокойно и равнодушно относится к существованию второй Алисы. |
||
"Простите - сколько сейчас лет Вашей дочери ?"
(Евгений Красницкий johney@kiev.ua Sun, 20 Sep 1998 15:11:12) - 37.
|
||
"Почему бы Вам не написать продолжение "100 лет тому вперед, где Коля помогает Алисе или наоборот. Пираты как всегда терроризируют галактику и хотят свести счеты с Колей, - ведь пираты публика мстительная, как это всем известно. Ну и как всегда "Happy End." В общем хотелось бы продолжения".
(Nicky-SpacyFlash nicky.altair@mtu-net.ru Tue, 13 Oct 1998 03:23:26)═ - Хочется мост построить┘ (смеется) Ну, хочется!.. Мне много чего еще хочется! А время идет очень быстро. Ну что делать? А кроме того, ведь сколько людей - столько и мнений, правильно? Вы сами видите по тем вопросам, что одному нравится одно, другому - другое┘
|
||
Фрагменты интервью с Киром Булычевым.
╘ Вячеслав Яшин, 1998г. |
||
|
||||||
Использованы материалы: Фрагменты интервью с Киром Булычевым. ╘ Вячеслав Яшин, 1998г. |
СНИМАЕТСЯ КИНО | Краткое содержание фильма | Сценарий | Глюки и ляпы | В фильме снимались | | На съемочной площадке | СМИ | 15 лет спустя | Музыка из фильма | | Гостевая книга сайта | |
(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы |